Французская живопись

Поль Сезанн

    Поль Сезанн (Cezanne) (19 января 1839 г., Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906 г., Экс-ан-Прованс), французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.

Юность. Годы учения

    Учился в коллеже в Эксе вместе с Золя, с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 году работал в конторе своего отца - провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. В 1861 году Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает так называемую академию Сюиса (1862-1865 гг.), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Среди кумиров современности - Делакруа и Курбе. Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.

Сезанн, Мане и импрессионисты

   Через Золя знакомится с художниками Мане, Писсаро, Моне, Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизма. Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877 годов, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал ("Завтрак на траве", 1869-1870, частное собрание, Париж; "Новая Олимпия", Музей д'Орсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссен был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно "Весна" и "Осень" (1859-1862 гг., Пти-Пале, Париж).

Ранний период (1860-е годы)

   Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия ("Убийство", 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа "суета сует" ("Натюрморт с черепом и подсвечником", 1865-1867 гг., частное собрание, Швейцария), эротические видения ("Оргия", 1864-1868 гг., частное собрание, Париж). Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода - "Портрет отца" (1867 г. (?), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В "Девушке у пианино" (около 1869 г., Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины - "Увертюра к Тангейзеру"). Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, Поль Сезанн не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он всегда пытался акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные насыщенные краски, положенные большими массами («В комнатах», 1860-е гг., ГМИИ, Москва). К концу 1860-х годов манера живописи П. Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции («Девушка у пианино» или «Увертюра к «Тангейзеру», 1867-1869 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург). На рубеже 1860-1870-х годов начинается тема "купальщиц" и "купальщиков", которая станет важной в последующие десятилетия.

Творчество 1870-х годов

   В начале 1870-х годов Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна "малая столица импрессионизма"; тут работают Писсарро и Гийомен. Для импрессионистического периода (1872-1879 гг.) жарактерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма. Основным жанром для Сезанна становится пейзаж, а единственным объектом наблюдения – природа. В 1872 – 1873 годах он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К. Писсаро. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода - "Дом повешенного" (1873 г., Музей д'Орсе, Париж). Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства («Дорога в Понтуазе», около 1876 г., ГМИИ, Москва). В Овере Сезанн начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу. Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов («Букет цветов в голубой вазе», 1873-1876 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал "воплощением", реализацией. Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.



 

Продолжение

Картины художника

Художники

Список художников

на главную



Русская живопись | Итальянская живопись  | Голландская живопись | Драгоценные камни


Искусство Эбру.

цена на маркизы и навесы, g. | Дноуглубительные работы и еще.

 Рейтинг Сайтов YandeG  
Интернет магазин картин Продажа картин Rambler's Top100
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс цитирования