Французская живопись

Анри Матисс

    Анри Эмиль Бенуа Матисс (Henry Matisse; 31. 12.1869 г. Ле Като – 03.11.1954 г. Симье, близ Ниццы) французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910 г.; «Красные рыбки», 1911 г.), а также в своих витражах, гравюрах, литографиях.

   Годы учения

   Первые опыты в живописи относятся к 1890 году. В 1892 году Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у А. В. Бугро – мэтра салонного искусства. В 1893 – 1898 гг. работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большое будущее, особенно выделяя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов. Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, Рейсдаля, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится в его работах надолго. С 1896 года Матисс начинает выставлять свои работы в салонах. По совету К. Писсаро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.

   Становление художника

   1901-1904 гг. – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет; появляется техника импрессионистического дробного мазка. Знакомится с творчеством А. Майоля, художника группы «Наби», увлекается искусством П. Гогена (посмертная выставка которого состоялась в 1903 году в Париже), П. Сезанна. Первая профессиональная выставка Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Летом 1904 года Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез. Анри Матисс начинает использовать в своих работах технику дивизионизма – раздельных точечных мазков. В 1905 году выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной манерой письма, характерной для пуантилизма. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолом вокруг формы, цветному взаимодействию больших колористических масс.

   Фовизм

   В 1905 году в знаменитом парижском осеннем Салоне вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ, и среди них картину «Женщина в зеленой шляпе». Эти произведения произвели скандальный фурор и положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 году он завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме. В сюжете картины сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В этот период появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика; продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

   Зрелое творчество
 

   В 1907 году Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908 г.) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В его мастерской появляются ученики из разных стран. В 1908 году С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910 г., Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911 г., Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 года по 1913 год художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912 г., там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.



 

Продолжение

Картины художника

Художники

Список художников

на главную



Русская живопись | Итальянская живопись  | Голландская живопись | Драгоценные камни


Окна пластиковые. Новый Горизонт - трехстворчатые окна.

Интернет магазин мойки для кухни. Мойки для кухни бланко.;прием металлолома в москве цены;Предметная фотосъемка бутылочек тут

 Рейтинг Сайтов YandeG  
Интернет магазин картин Продажа картин Rambler's Top100
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс цитирования