Ленен, братья

Смена вкусов в раннем XVII в., приведшая к
заинтересованности в сюжетах из повседневной жизни, в каждой школе
породила особые концепции. Творчество Луи Ленена и двух его братьев,
Антуана и Матьё, которые были родом из Лана в Нормандии,
принципиально не похоже ни на чье другое.
Луи Ленен чаще всего изображал семейные сцены вокруг скудно
накрытого стола, незамысловатую крестьянскую жизнь, как правило, вне
дома, на пути с поля домой. Он трактовал свои сюжеты с торжественной
монументальностью. Серьезные персонажи этих картин, представленные
сидящими вокруг низких столов, так же сдержанны, как и само
представленное здесь существование, умеренное и бережливое. В них
нет ничего от развеселости буйных сцен, изображавшихся в Хаарлеме,
ничего от итальянизирующего снобизма Утрехтской школы. В караульных
комнатах не происходит сомнительных дел и экзотичных развлечений
солдатни. Нет вообще ничего комичного или галантного, плутовского
или покровительственного. Мало предметных деталей, которые позволили
бы обнаружить в картине присутствие натюрморта; нет морализации,
равно как и ничего аморального.
Вся выразительность заключается в серьезности изображаемого, в
собранности этого затененного пространства с приглушенным светом.
Свет, падающий сбоку, усиливает убедительность моделировки фигур,
которые пребывают в задумчивом ожидании, будто ждут, пока их
напишут. Запечатлена трудовая жизнь в условиях, близких к бедности,
и все же в ней явственно звучит то философское спокойствие, с каким
переносится нужда и сдерживается расточительность. В других картинах
Ленена сюжеты, взятые из Евангелий или мифологии, представлены со
сходным сдержанным тактом и впечатляют такой же весомой
портретностью.
Продолжение
Картины художника
|
Художники
Список художников
на главную
|