Французская живопись

Эдгар Дега

    Задумываясь о творчестве Эдгара Дега, вскоре приходишь к выводу, что все оно обладает необъяснимыми свойствами. Однако есть приметы, которые мы постоянно находи почти во всех картинах и рисунках, и самая важная - его увлечение состоянием равновесия. Танцовщик это или циркач, жокеи на коне или просто натурщик, Дега всегда стремился достичь равновесия и вписать фигуры в окружающее пространство. Притяжение и отношение человека к земле является отличительной чертой его произведений. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. И действительно, однажды его с нежностью назвали "медвежонком" за частое ворчание и брюзжание. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской. Он также был известен как способный мимический актер или клоун, поэт Поль Валери объяснял это итальянским происхождением художника. Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Семья недавно переехала сюда из Неаполя. Отец, Огюст Де Га, и дед художника были банкирами. Эти семейные узы оказались важными, особенно в годы, когда складывалась личность Эдгара, начиная с его парижского лицея Луи-ля-Гран. Там он изучал рисование у трех профессоров. Окончив лицей в 1853 году, Дега сразу же устраивается копировщиком в Лувр, а позднее в том же году поступает на факультет права, чтобы умиротворить отца. В конце концов юный Дега сообщил отцу, что он больше не хочет изучать право, и получил у отца разрешение усовершенствоваться как художник.
   Ранние влияния
  Дега поступил в Школу изящных искусств в апреле 1855 года, заняв на вступительном конкурсе тридцать третье место. Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра. Ламотт питал страсть к рисованию и восхищался итальянскими мастерами пятнадцатого и шестнадцатого веков, которых Дега к этому времени уже копировал в Лувре. Во время короткой встречи Дега с Энгром старый мастер, говорят, посоветовал ему: "Рисуйте линии, множество линий, и вы станете хорошим художником". Потенциально иссушающее воздействие строгих академических принципов Ламотта, а также любимого ученика Энгра - Ипполита Флан-дрина, - было, однако, смягчено наличием у Огюста Де Га друзей-коллекционеров, в чьи дома он иногда брал с собою сына после школы.
   Там он видел и работы Жана-Батиста-Камиля Коро, и гравюры голландских и фламандских мастеров семнадцатого века. Когда Дега в 1856 году отправился в Неаполь, он уже был основательно подготовлен, несмотря на свой юный возраст. Дега намеревался увидеться со своими итальянскими родственниками, но, главным образом, это было традиционное посещение Италии, которое предпринимали почти все французские художники. Хотя его пристрастия по-прежнему явно обуславливались влиянием Энгра, ранние работы, такие как автопортрет, уже заметно расходятся с этой традицией и свидетельствуют о его независимом мышлении. Интересно, что воздействие Италии и ее художественного наследия на Дега было не таким сильным, как он ожидал. Наибольшее влияние на его развитие оказала встреча с французским живописцем Гюставом Моро, состоявшаяся в 1858 году в Риме, скорее всего во Французской академии. Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры. Связанные общими интересами, образовавшие своего рода колонию французские художники не имели почти никаких контактов с итальянским обществом и художниками. Не возникало особого желания вторгаться в итальянскую жизнь и у Дега, несмотря на его родственные связи.
   Моро, старше Дега на восемь лет, несомненно был талантливым учителем, а Италия нашла в нем восприимчивого к ее красотам гостя. Испытывавший интерес к таким разным художникам, как Рафаэль, Микеланджело, Корреджо и венецианцам - в особенности к Тициану и Паоло Веронезе, - Моро стремился максимально точно воспроизвести их краски, пренебрегая "деталями" - рисунком и композицией их произведений. С этой целью он экспериментировал, прибегая к различным живописным методам, в том числе с акварелью и пастелью. В значительной мере увлечение Дега такой техникой восходит к Моро, как и его работа с пастелью, которой он в основном пользовался в поздние годы жизни. В итоге, он изобрел собственный растворитель краски, названный им "эссенцией", используя скипидар в качестве разбавителя. При использовании этого растворителя поверхность получалась сухая и нежная, словно яичная скорлупа.
   Возвращение в Париж
   После трехгодичного пребывания в Италии Дега возвратился в Париж в 1859 году. К этому времени влияние Моро на него стало очевидным. Отвергая Ламотта и большей частью игнорируя традицию Энгра, Дега сосредоточил внимание на произведениях Эжена Делакруа. Все еще поддерживая тесные связи с Моро вплоть до начала 60-х годов, Дега постепенно отдалился от своего учителя, преуменьшая решающую роль, которую тот сыграл в его образовании. Критики часто характеризовали ранние работы Дега как созданные "Дега до Дега", не осознавая, что годы, отданные им учебе и экспериментам, чрезвычайно важны для понимания его более поздних произведений. После своего возвращения Дега решил стать заправским парижским художником. Он оставил апартаменты отца и снял новую большую мастерскую на Рю де Лаваль, в 9-м округе, в котором ему было суждено прожить всю жизнь. Все более становясь своего рода домоседом, Дега редко выезжал из города. Не покладая рук работал он над своими картинами, "кишки надрывая", как заметил его брат Рене в письме от 24 апреля 1864 года. "Просто ужас: что только не бродит в его голове", - продолжал Рене в том же письме, имея в виду постоянное стремление Дега к совершенству. Часто он работал над полотнами годами, так и не завершая их, а бывало - умудрялся выполнять сложные этюды в суматошном, шумном окружении. Это давало повод для некоторых сомнений со стороны родственников Дега: велико ли дарование молодого художника? В особенности его отец был склонен иронически замечать, что "наш Рафаэль все трудится, но еще не создал ничего, полностью завершенного", в то время как брат Рене был убежден, что "он имеет не просто талант, он гений". И только после того, как Дега написал "Оркестр Оперы" для Дезире Дио, фаготиста и центральной фигуры картины, семья Дега была наконец удовлетворена. Дио забрал картину в Лилль, тем самым сделав невозможным вносить в нее какие-либо изменения. "Это благодаря тебе он все-таки создал завершенное произведение, настоящую картину", - говорили в семье Дега музыканту.
   Первые успехи
   На протяжении шестидесятых годов Дега по-прежнему оставался малоизвестным публике в отличие от своих друзей Моро и Эдуара Мане. Некоторые его произведения экспонировались в Салоне в 1865-1870 годах, но критики часто даже не упоминали о них или же давали им неоднозначную оценку. Более того, Дега почти ничего не продал. Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи. В немногочисленных кружках, объединявших художников, он обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, - все это вызывало к нему известное уважение. Место духовно близкого собрата, которое ранее принадлежало Моро, теперь занял Джеймс Тиссо. Именно он вместе с Мане стал ведущей фигурой группы художников, состоявшей в основном из импрессионистов, которые собирались в кафе Гербуа, среди них были Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Клод Моне и Поль Сезанн. И только после того, как в 1872 году известный торговец предметами искусства Поль Дюран-Рюэль продал три его работы, уверенность Дега в собственном таланте возросла. В его творчестве вновь стало заметно влияние Энгра, но теперь он увлечен и красками Делакруа. Неутолимая любознательность расширяла горизонты художника, он изучает работы Гюстава Курбе, Эрнеста Мейссонье, Джеймса Эббота Мак-Нейла Уистлера и других. В первые двадцать лет творчества Дега мы наблюдаем беспрерывный поток шедевров, для создания которых было использовано такое множество тем, стилей, приемов, что, не зная источника, зритель будет колебаться: принадлежат ли все эти работы одному и тому же автору?
   Любимые жанры
   В творческом наследии Дега портреты численно значительно превосходят все остальные жанры. Среди излюбленных тем художника были также современная ему жизнь, ландшафты и другие. Преобладание портретов частично можно объяснить влиянием отца, который считал, что этот жанр обеспечит сыну достойное существование. Хотя Дега иногда жаловался на усталость и скуку, работая над портретами, тем не менее интерес его к этому жанру остался неизменен со времен работы в мастерской Ламотта. До своего возвращения из Италии Дега рисовал в основном родственников, создал он и несколько автопортретов. Оставив некоторые портреты незавершенными, он в конце концов закончил честолюбиво задуманные большие групповые портреты. Основной заботой Дега в этом жанре первые двадцать лет была трактовка фона и соотношение фигур с окружающим пространством. После простого темного фона, такого, как в раннем "Автопортрете" (1855), последовали более сложные решения. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего ("Анри Руар перед своей фабрикой") или обогащал картину детально разработанной обстановкой ("Коллекционер гравюр"). Одно время художника занимал жанр исторической живописи, но фактически он так никогда и не закончил ни одного из этих произведений, несмотря на многочисленные подготовительные рисунки и наброски маслом. Например, в "Упражнениях юных спартанцев" он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
   В "Семирамиде, строящей Вавилон" Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Такие работы давали повод для разговоров о неудачах либо несостоятельности Дега в этом жанре. Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами.



 

Продолжение

Картины художника

Художники

Список художников

на главную



Русская живопись | Итальянская живопись  | Голландская живопись | Драгоценные камни


Санкт-Петербург, украшение воздушными шарами, шары наполнены гелием, свадьбы

продукты с доставкой;тюнинг галант купить тут

 Рейтинг Сайтов YandeG  
Интернет магазин картин Продажа картин Rambler's Top100
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс цитирования